Кевин Спейси (р. 26 июля 1959, Саут-Оранж, Нью-Джерси, США) — американский актёр, режиссёр, продюсер и певец, чья карьера охватывает театр, кино и телевидение. Две премии «Оскар» за роли в фильмах «Подозрительные лица» (1995) и «Красота по-американски» (1999) сделали его одним из самых заметных актёров своего поколения. Став в 2004 году художественным руководителем лондонского театра «Олд Вик», Спейси сумел вдохнуть новую жизнь в классические постановки. В 2013–2017 годах он завоевал мировую известность, сыграв Фрэнка Андервуда в сериале «Карточный домик». В 2017 году его карьера оказалась под серьёзной угрозой из-за серии обвинений в неподобающем поведении, однако впоследствии часть претензий была опровергнута в суде.
Ранние годы и образование
Кевин Спейси Фаулер появился на свет в семье секретаря и технического писателя. Его материнские корни — шведские, а от отца — английские. Имя «Спейси» он унаследовал от бабушки по отцовской линии и позже принял его в качестве псевдонима. Семья переехала в Южную Калифорнию, где юный Кевин проявил свой буйный характер: после поджога сестриной «домика на дереве» он чуть было не отправился в кадетскую академию, но вскоре был оттуда отчислен. В Чатсворте он нашёл себя в школьном театре, где сыграл Капитана фон Траппа в «Звуках музыки» и выпустился со званием со-валедикториана.
После короткого этапа в Los Angeles Valley College, по совету одноклассника Вэла Килмера он поступил в знаменитый драматический отдел Юлиардской школы в Нью-Йорке. Хотя диплома Спейси не получил — проработав два года, он предпочёл реальную сцену академической.
Театральная карьера
Подмостки Нью-Йорка
В 1981 году Спейси дебютировал в Нью-Йоркском Шекспировском фестивале в небольшой роли в «Генрихе VI», а годом позже вышел на Бродвей в постановке «Призраки» Ибсена. Его упорство принесло первые плоды: уже в 1986-м он играл Эдмунда в «Долгом дне» О’Нила вместе с Джеком Леммоном, а в 1991-м получил «Тони» за «Затерянных в Йонкерсе» Нила Саймона.
Руководство «Олд Вик»
В 2004-м Спейси принял вызов реанимировать лондонский театр «Олд Вик». В его режиссёрском портфолио — британская премьера «Клоаки», шекспировские «Ричард II» и другие масштабные постановки. Под его началом репертуар «Олд Вика» расширился, молодые актёры получили новые возможности, а сам Спейси признали одним из лучших художественных директоров за последние десятилетия.
Кино и телевидение
Путь к «Оскару»
Кинодебют Спейси состоялся в 1986 году в картине «Изжога», но поначалу режиссёры видели в нём больше «характерного» актёра, нежели ведущего. Прорыв случился с ролью Мела Профитта в «Гленгарри Глен Росс» (1992) и особенно в заглавной роли фильма «Подозрительные лица» (1995), за которую он получил «Оскар» как лучший актёр второго плана. В том же году его образ безымянного убийцы в «Семи» привлёк внимание зрителей и критиков.
Настоящую мировую славу принёс Спейси персонаж Лестера Бернхэма в «Красоте по-американски» (1999), за которого он стал лучшим актёром года и получил вторую киноакадемическую статуэтку.
«Карточный домик» и сериализация драм
В 2013 году Netflix доверил Спейси главную роль Фрэнка Андервуда — беспринципного политика-мстителя. Шоу стало одним из флагманских проектов платформы, принесло актёру «Золотой глобус» и две номинации на «Эмми», а также закрепило статус Спейси как звезды телевидения.
Контроверсии и судебные разбирательства
Октябрь 2017 года перевернул репутацию Спейси: юная звезда «Звёздного пути» Энтони Рэпп обвинил его в сексуальном насилии, после чего поступили десятки похожих заявлений от сотрудников «Олд Вика» и партнёров по съёмкам. Спейси извинился за неприемлемое поведение и официально объявил о своей гомосексуальности. В разных юрисдикциях США и Великобритании были открыты расследования, однако к 2023 году значительная часть обвинений оказались бездоказательными, а суды признали актёра невиновным по основным пунктам.
Наследие и текущие проекты
Невзирая на скандалы, в творческом послужном списке Спейси — более 40 фильмов, две премии «Оскар», «Тони», BAFTA и «Золотой глобус». После вынужденного перерыва он вернулся на экраны в европейских проектах, в том числе в итальянской драме «Человек, который рисовал Бога» (2021). Его влияние на современный театр и кино остаётся предметом жарких споров: мнения разделились между уважением к мастерству и осуждением личных поступков.